Pages:     | 1 ||

Молекулярно-генетический анализ хламидий (геномика, таксономия, индикация и идентификация)

-- [ Страница 2 ] --

Рис. 20. Филограмма представителей рода Chlamydophila (omp1-ген) На сегодняшний день уже не вызывает сомнения необходимость проведения комплексной идентификации хламидий по широкому спектру генетических маркеров с учетом также и экологического критерия (M. Van Loock et al., 2003). Наши исследования подтверждают мнение ряда авторов, что для таксономической классификации видов хламидий необходимо также использовать гены, кодирующие белки наружной мембраны хламидий (omp1 и omp2) (K.D. Everett et al., 1999b;

J.C. Hartley et al., 2001;

B. Kaltenboeck et al., 1991, 1993).

Описание вида Chlamydophila parapsittaci sp. nov.

Chlamydophila parapsittaci sp. nov – вид хламидий рода Chlamydophila семейства Chlamydiaceae, характеризующийся тем, что его представители согласно генетическому критерию идентификации обладают признаками промежуточного между Chlamydophila abortus и Chlamydophila psittaci вида, т.е по omp1- и omp2-генам они когерентны к хламидиям вида Chlamydophila abortus, а по 16S рРНК-, 23S рРНК-генам и (или исключительно по) наличию экстрахромосомной плазмиды – Chlamydophila psittaci. Типичные штаммы:

«Ростиново-70», «250», «ПП-87», «КС-93», «WC», «NJ1», «92-1293», «TT3», «7344/2», «GD», «CT1», «Par1», «84/2334», «Prk/Daruma», «R54», «VS225» и «777B15».

ВЫВОДЫ По результатам таксономической идентификации хламидий по 1.

генетическому (анализ omp1-, omp2-, 16S рРНК и 23S рРНК-генов хламидий и наличия экстрахромосомной плазмиды) и экологическому (изолированы от млекопитающих при абортах) критериям штаммы хламидий «Ростиново 70», «250», «ПП-87» и «КС-93» из коллекции микроорганизмов ФГУ «ФЦТРБ-ВНИВИ» характеризуются признаком нового ранее не изученного генотипа хламидий, обозначенного нами «генотип G» и предложены для выделения в новый вид хламидий, Chlamydophila parapsittaci sp. nov.

Разработанный фенольно-детергентный способ выделения ДНК хламидий 2.

обеспечивает получение препаратов ДНК хламидий высокой степени чистоты (спектрофотометрические показатели полученных препаратов ДНК колебались в пределах 1,8-2,0) и нативности, пригодных для молекулярно генетических исследований. Практический выход ДНК хламидий составил 18,7-20,4 мкг/мг сухой массы микроорганизмов.

Разработанная методика высокоточной ПЦР обеспечивает эффективную 3.

наработку специфичных ампликонов с исключением амплификации неспецифичных продуктов реакции за счет использования праймеров, состоящих из 3/-участка, комплементарного последовательности мишени, и 5/-участка, не комплементарного последовательности-мишени, с потенциальной температурой гибридизации по всей длине, превышающей температуру отжига их 3/-комплементарного участка на 5-100С, а также применения фиксированной температуры отжига, соответствующей потенциальному оптимуму гибридизации по всей длине олигонуклеотидов.

Разработанный способ защиты ОТ-ПЦР от контаминации продуктами 4.

амплификации на основе разрушающего действия урацил-ДНК-гликозилазы (из E. coli) на урацил-содержащую ДНК в варианте «1 пробирка, 2 этапа» при использовании M-MuLV обратной транскриптазы и Taq ДНК полимеразы путем комбинированного использования dTTP/dUTP предотвращает возможность реамплификации урацил-содержащих ампликонов в виду того, что урацил-содержащая ДНК (контаминант) теряет роль мишени из-за выщепления из нее свободного урацила ферментом урацил-ДНК-гликозилазой (из E. coli) в процессе реакции.

На основании анализа эпизоотологической ситуации, выделения 5.

возбудителя, а также положительных результатов бактериоскопических, серологических и молекулярно-генетических исследований установлена хламидийная природа различных патологий у клеточных и домашних плотоядных животных, птиц, рептилий и амфибий.

Подобранные условия ПЦР-индикации и ПЦР-ПДРФ-идентификации 6.

хламидий в исследуемом биоматериале обеспечивают высокую чувствительность и специфичность тестов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ На основании проведенных исследований внесены следующие практические предложения:

1. Предложен фенольно-детергентный способ выделения ДНК хламидий (Патент РФ на изобретение № 2230120 – «Способ выделения ДНК микроорганизмов»), позволяющий получать чистые, нативные и концентрированные препараты нуклеиновых кислот возбудителя.

2. Предложена методика высокоточной ПЦР (Патент РФ на изобретение № 2299240 – «Способ проведения ПЦР»), который обеспечивает эффективную наработку специфичных ампликонов с исключением амплификации неспецифичных продуктов реакции.

3. Предложен способ защиты ОТ-ПЦР от контаминации продуктами амплификации на основе разрушающего действия урацил-ДНК-гликозилазы (из E. coli) (Патент РФ на изобретение № 2307167), предотвращающий возможность реамплификации урацил-содержащих ампликонов при использовании заявленного протокола ОТ-ПЦР в варианте «1 пробирка этапа».

4. Предложены условия проведения индикации и идентификации хламидий методами ПЦР и ПЦР-ПДРФ в исследуемом биоматериале, обеспечивающие высокую чувствительность и специфичность анализа.

5. Охарактеризован новый генотип хламидий («генотип G»), по результатам молекулярно-генетических исследований типичных представителей рода Chlamydopila штаммов «Ростиново-70», «250», «ПП-87» и «КС-93», с предложением выделения изученных штаммов в новый вид хламидий, Chlamydophila parapsittaci sp.nov., что существенно повышает уровень знаний о природе хламидийных инфекций и позволяет эффективно использовать полученную информацию в практической деятельности ветеринарной и гуманитарной медицины.

6. Подготовлены методические рекомендации для использования опубликованных материалов в учебном процессе факультетов ветеринарной медицины сельскохозяйственных ВУЗов, для повышения квалификации специалистов ветеринарных лабораторий и при научных исследованиях:

- «Методические рекомендации по индикации и идентификации микроорганизмов вида Chlamydia psittaci методом полимеразной цепной реакции», утверждены директором ВНИВИ 21 ноября 2002 г.

- «Индикация и идентификация микроорганизмов вида Chlamydia psittaci методом полимеразной цепной реакции (методические рекомендации)», утверждены Ученым советом КГАВМ 24 декабря 2002 г.

- «Методические рекомендации по диагностике хламидийных инфекций у рептилий, амфибий и декоративных птиц», утверждены Ученым советом КГАВМ 10 июня 2008 г.

- «Методические рекомендации по идентификации генотипов хламидий по маркерному гену (omp1)», утверждены Ученым советом КГАВМ 25 декабря 2008 г.

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ 1) Вафин, Р.Р. Индикация и идентификация хламидий методом полимеразной цепной реакции / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Т.Х. Фаизов // Ученые записки КГАВМ. – Казань, 2003. – Т. 174. – С. 51-59.

2) Вафин, Р.Р. Фенольно-детергентный метод выделения ДНК хламидий / Р.Р.

Вафин, Р.Х. Равилов, Т.Х. Фаизов // Ученые записки КГАВМ. – Казань, 2003. – Т. 174. – С. 59-66.

3) Вафин, Р.Р. Молекулярно-генетический анализ штаммов хламидий по omp1- и omp2-генам / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Х.З. Гаффаров, А.З.

Равилов, Г.М. Исхаков, И.Х. Бакиров, Р.Р. Вафин // Ученые записки КГАВМ. – Казань, 2006. – Т. 190. – С. 13-25.

4) Вафин, Р.Р. Разработка методики высокоточной ПЦР / Р.Р. Вафин, Р.Х.

Равилов, Р.Р. Вафин, И.Х. Бакиров, Т.М. Ахметов, О.Г. Зарипов, Э.Ф.

Валиуллина // Ж. Ветеринарная практика. – 2006/2007. – № 4 (35). – С. 15 22.

5) Вафин, Р.Р. Сравнительная характеристика штаммов хламидий по omp1 гену / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Х.З. Гаффаров, А.З. Равилов, Г.М. Исхаков, И.Х. Бакиров, Р.Р. Вафин // Ж. Ветеринарная практика. – 2007. – № 3 (38). – С. 54-59.

6) Вафин, Р.Р. О номенклатуре и классификации хламидий / Р.Р. Вафин, Р.Х.

Равилов, Х.З. Гаффаров, А.З. Равилов, Г.М. Исхаков, И.Х. Бакиров, В.Н.

Кашов, Р.Р. Вафин // Ж. Молекулярная генетика, микробиология и вирусология. – 2007. – № 4. – С. 17-25.

7) Вафин, Р.Р. Изучение 16S рРНК, 23S рРНК фрагментов ДНК и экстрахромосомальной плазмиды хламидий / Р.Р. Вафин, М.З. Каримов, Р.Х. Равилов // Ученые записки КГАВМ. – Казань, 2008. – Т. 192. – С. 22-25.

8) Вафин, Р.Р. Проблема контаминации в ПЦР-лаборатории. Способы деконтаминации / Р.Р. Вафин, И.В. Пикалова, Ф.Ф. Замалиева, Т.М.

Ахметов, Р.Х. Равилов // Ж. Ветеринарная практика. – 2008. – № 4 (43). – C.

56-61.

9) Вафин, Р.Р. Идентификация нового генотипа хламидий по маркерному гену / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Х.З. Гаффаров, А.З. Равилов, Г.М. Исхаков, И.Х.

Бакиров, Р.Р. Вафин // Ж. Ветеринарная практика. – 2009. – № 1 (44). – C.

82-90.

10) Иванов, А.В. Характеристика нового генотипа хламидий по маркерному гену / А.В. Иванов, Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Х.З. Гаффаров, Г.М. Исхаков, И.Х. Бакиров // Ж. Ветеринарный врач. – 2009. – № 2. – С. 18-22.

Монография 11) Бакиров, И.Х. Лабораторная диагностика хламидиозов животных / И.Х.

Бакиров, Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов // Монография. – Тобольск: ГОУ ВПО «ТГПИ им. Д.И. Менделеева», 2008. – 150 с.

Патенты РФ на изобретения 12) Вафин, Р.Р. Способ выделения ДНК микроорганизмов. Патент на изобретение № 2230120 / Р.Р. Вафин, Л.И. Зайнуллин, Т.Х. Фаизов, Р.Х.

Равилов, А.М. Алимов, Р.Р. Вафин // Официальный бюллетень «Изобретения. Полезные модели». – опубликовано 10.06.2004. – Бюл. № 16.

13) Вафин, Р.Р. Способ проведения ПЦР. Патент на изобретение № 2299240 / Р.Р. Вафин, Р.Р. Вафин, Т.М. Ахметов, Ш.К. Шакиров, Ф.Ф. Замалиева, И.В.

Пикалова, Р.Х. Равилов, И.Х. Бакиров // Официальный бюллетень «Изобретения. Полезные модели». – опубликовано 20.05.2007. – Бюл. № 14.

14) Вафин, Р.Р. Способ защиты ОТ-ПЦР от контаминации продуктами амплификации на основе разрушающего действия урацил ДНК гликозилазы. Патент на изобретение № 2307167 / Р.Р. Вафин, Р.Р. Вафин, Ф.Ф. Замалиева, И.В. Пикалова, З. Сташевски, Т.М. Ахметов, Ш.К.

Шакиров, Р.Х. Равилов // Официальный бюллетень «Изобретения. Полезные модели». – опубликовано 27.09.2007. – Бюл. № 27.

Методические рекомендации 15) Вафин, Р.Р. Индикация и идентификация микроорганизмов вида Chlamydia методом полимеразной цепной реакции (методические psittaci рекомендации) / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Т.Х. Фаизов, А.Р. Садриев, А.М.

Алимов // Методические рекомендации. – Казань, КГАВМ. – 2002. – 18 с.

16) Вафин, Р.Р. Методические рекомендации по индикации и идентификации микроорганизмов вида Chlamydia psittaci методом молимеразной цепной реакции / Р.Р. Вафин, Т.Х. Фаизов, А.З. Равилов, А.М. Алимов, Р.Х. Равилов // Казань, ВНИВИ. – 2002. – 18 с.

17) Равилов, Р.Х. Методические рекомендации по диагностике хламидийных инфекций у рептилий, амфибий и декоративных птиц (методические указания) / Р.Х. Равилов, В.В. Герасимов, Р.Р. Вафин, А.В. Буракова, А.В.

Кострова // Казань, ЦИТ КГАВМ. – 2008. – 24 с.

18) Вафин, Р.Р. Идентификация генотипов хламидий по маркерному гену omp (методические рекомендации) / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Г.М. Исхаков, И.Х. Бакиров // Казань, КГАВМ. – 2008. – 14 с.

Публикации в материалах конференций, научных и научно-практических журналах и изданиях 19) Вафин, Р.Р. К вопросу о роли хламидий в патологии лисиц и песцов / Р.Р.

Вафин, Р.Х. Равилов // Материалы. научно-производственной конференции по актуальным проблемам ветеринарии и зоотехнии. – Казань, 2001. – Ч. 1.

– С. 196-198. [тезисы].

20) Вафин, Р.Р. Хламидиоз лисиц и песцов / Р.Р. Вафин // Материалы научно практической конференции «Актуальные проблемы биологии и ветеринарной медицины мелких домашних животных». – Киров, 2001. – С.

59-61. [тезисы].

21) Вафин, Р.Р. Оптимизация методов выделения ДНК хламидий / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов // Материалы научно-практической конференции молодых ученых и специалистов РТ. – Казань, 2001. – С. 68. [тезисы].

22) Вафин, Р.Р. Сравнительное изучение штаммов хламидий в ПЦР с специфическими и универсальными праймерами / Р.Р. Вафин // Материалы Всероссийской научно-производствнной конференции по актуальным проблемам ветеринарии и зоотехнии. – Казань, КГАВМ. – 2002. – Ч. 1. – С.

16-18. [тезисы].

23) Вафин, Р.Р. Фенольно-детергентный метод выделения ДНК хламидий и сальмонелл / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Л.И. Зайнуллин, Т.Х. Фаизов, А.М.

Алимов, Р.Р. Вафин // Материалы Всероссийской научно-производственной конференции по актуальным проблемам ветеринарии и зоотехнии. – Казань, КГАВМ. – 2002. – Ч. 1. – С. 18-20. [тезисы].

24) Вафин, Р.Р. Дифференциация возбудителей хламидиоза при помощи RAPD PCR / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Т.Х. Фаизов // Ж. Ветеринарный врач. – 2002. – № 3. – С. 73-75 [статья].

25) Вафин, Р.Р. Диагностика хламидиоза плотоядных животных методом полимеразной цепной реакции / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Т.Х. Фаизов // Сборник статей: Актуальные вопросы ветеринарной медицины мелких домашних животных. – Екатеринбург, 2003. – С. 28-30. [статья].

26) Вафин, Р.Р. Молекулярно-генетическая диагностика хламидиоза мелких домашних животных / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов // Материалы XI Московского международного ветеринарного конгресса. – М., 2003. – С. 12.

[тезисы].

27) Вафин, Р.Р. ПЦР-диагностика хламидийных инфекций у собак и кошек / Р.Р. Вафин, А.В. Куприянова, Р.Х. Равилов // Материалы IV региональной научно-практической конференции «Ветеринарная медицина. Современные проблемы и перспективы развития». – Саратов, 2004. – С. 49-50. [тезисы].

28) Вафин, Р.Р. Индикация хламидиоза у собак и кошек методом полимеразной цепной реакции / Р.Р. Вафин, А.В. Куприянова, Р.Х. Равилов // Материалы XII международного московского конгресса по болезням мелких домашних животных. – М., 2004. – С. 79. [тезисы].

29) Бакиров, И.Х. Индикация и идентификация хламидий в ПЦР со специфическими праймерами / И.Х. Бакиров, Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Г.М.

Исхаков // Сборник статей: Ветеринарная медицина домашних животных. – Казань, 2005. – С. 26-30. [статья].

30) Вафин, Р.Р. Результаты секвенирования штаммов хламидий, выделенных от сельскохозяйственных и мелких животных / Р.Р. Вафин, Р.Х. Равилов, Х.З.

Гаффаров, А.З. Равилов, Г.М. Исхаков, И.Х. Бакиров, Р.Р. Вафин // Сборник статей: Ветеринарная медицина домашних животных. – Казань, 2005. – С.

34-37. [статья].

31) Вафин, Р.Р. Разработка техники мультиплексной ОТ-ПЦР на выявление PVY и PVX в системе защиты от контаминации продуктами амплификации на основе разрушающего действия урацил ДНК гликозилазы / Р.Р. Вафин, И.В. Пикалова, Ф.Ф. Замалиева, З. Сташевски, О.Г. Зарипов, Е.Г.

Варламова, А.И. Баландин // Сборник статей: Научные труды молодых ученых ГНУ ТатНИИСХ. – Казань, 2005. – С. 41-47. [статья].

32) Вафин, Р.Р. Разработка новой эффективной методики высокоспецифичной ПЦР / Р.Р. Вафин, Т.М. Ахметов, Ш.К. Шакиров, Ф.Ф. Замалиева, И.В.

Пикалова, Р.Х. Равилов, И.Х. Бакиров // Материалы Всероссийской научно практической конференции «Пути мобилизации биологических ресурсов повышения продуктвиности пашни, энергоресурсосбережения и производства конкурентноспособной сельскохозяйственной продукции». – Казань, 2005. – С. 467-470. [тезисы].

33) Бакиров, И.Х. Полиморфизм длины рестрикционных фрагментов продуктов амплификации хламидий / И.Х. Бакиров, Р.Р. Вафин // Материалы научно практической конференции «Научно-практическая конференция молодых ученых». – Казань, 2006. – С. 8. [тезисы].

34) Равилов, Р.Х. Индикация хламидий у попугаев методом полимеразной цепной реакции (тезисы) / Р.Х. Равилов, А.В. Кострова, Р.Р. Вафин // доклады 2-3 й московской орнитолого-зоологической конференции. – М., 2006. – С. 12. [тезисы].

35) Равилов, Р.Х. Молекулярно-генетическая диагностика хламидиоза у попугаев / Р.Х. Равилов, А.В. Кострова, Р.Р. Вафин // Сборник статей:

Ветеринарная медицина домашних животных. – Казань, 2006. – С. 80-82.

[статья].

36) Вафин, Р.Р. Оптимизация способов генотипирования крупного рогатого скота по гену каппа-казеина / Р.Р. Вафин, Т.М. Ахметов, Э.Ф. Валиуллина, О.Г. Зарипов, С.В. Тюлькин // Ж. Ветеринарная практика. – 2007. – № 2 (37).

– С. 54-59. [статья].

37) Vafin, R.R. On the nomenclature and classification of chlamydiae / R.R. Vafin, R.Kh. Ravilov, Kh. Z. Gaffarov, A.Z. Ravilov, G.M. Iskhakov, I.Kh. Bakirov, V.N. Kashov // Molecular Genetics, Microbiology and Virology. – 2007. – V. 22.

- № 4. – P. 155-164. [статья].

38) Вафин, Р.Р. Анализ генома хламидий по 16S рРНК, 23S рРНК и плазмиде / Р.Р. Вафин, М.З. Каримов, Р.Х. Равилов // Сборник статей: Ветеринарная медицина домашних животных. – Казань, 2007. – С. 56-58. [статья].

39) Равилов, Р.Х. ПЦР-диагностика хламидиоза у попугаев / Р.Х. Равилов, А.В.

Кострова, Р.Р. Вафин // Материалы XV международного Московского конгресса по болезням мелких домашних животных. – М., 2007. – С. 144 145. [тезисы].

40) Вафин, Р.Р. Высокоточный вариант ПЦР / Р.Р. Вафин, Т.М. Ахметов, Р.Х.

Равилов, И.Х. Бакиров // Сборник статей: Ветеринарная медицина домашних животных. – Казань, 2008. – С. 61-67. [статья].

Публикации в глобальной электронной базе данных генбанков NCBI (США), EMBL (Великобритания), DDBJ (Япония).

41) National Center for Biotechnology Information [Электронный ресурс]: NCBI GenBank (A/N: DQ177459 – Chlamydophila sp. Rostinovo-70 outer membrane protein (ompA) gene, partial cds.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – GenBank (NCBI), Bethesda, MD, USA, 2005. – Режим доступа: http://www.

ncbi.nlm.nih.gov/entrez/viewer.fcgi?db=nuccore&id=74423036, свободный.

42) EMBL-European Bioinformatics Institute [Электронный ресурс]: EMBL Nucleotide Sequence Database (A/N: DQ177459 – Chlamydophila sp.

Rostinovo-70 outer membrane protein (ompA) gene, partial cds.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – EMBL Nucleotide Sequence Database (EBI), Hinxton, UK, 2005. – Режим доступа: http://srs.ebi.ac.uk/srsbin/cgi-bin/wgetz ? e+[EMBL:DQ177459]+-newId, свободный.

43) DNA Data Bank of Japan [Электронный ресурс]: DDBJ (A/N: DQ177459 – Chlamydophila sp. Rostinovo-70 outer membrane protein (ompA) gene, partial cds.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – DNA Data Bank of Japan (DDBJ), Mishima, Japan, 2005. – Режим доступа: http://getentry.ddbj.nig.ac.jp, A/N search mode, свободный.

44) National Center for Biotechnology Information [Электронный ресурс]: NCBI GenBank (A/N: DQ177460 – Chlamydophila sp. Rostinovo-70 outer membrane protein 2 (omp2) gene, partial cds.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – GenBank (NCBI), Bethesda, MD, USA, 2005. – Режим доступа: http://www.

ncbi.nlm.nih.gov/entrez/viewer.fcgi?db=nuccore&id=74423038, cвободный.

45) EMBL-European Bioinformatics Institute [Электронный ресурс]: EMBL Nucleotide Sequence Database (A/N: DQ177460 – Chlamydophila sp.

Rostinovo-70 outer membrane protein 2 (omp2) gene, partial cds.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – EMBL Nucleotide Sequence Database (EBI), Hinxton, UK, 2005. – Режим доступа: http://srs.ebi.ac.uk/srsbin/cgi-bin/ wgetz ?-e+[EMBL:DQ177460]+-newId, cвободный.

46) DNA Data Bank of Japan [Электронный ресурс]: DDBJ (A/N: DQ177460 – Chlamydophila sp. Rostinovo-70 outer membrane protein 2 (omp2) gene, partial cds.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – DNA Data Bank of Japan (DDBJ), Mishima, Japan, 2005. – Режим доступа: http://getentry.ddbj.nig.ac.jp, A/N search mode, cвободный.

47) National Center for Biotechnology Information [Электронный ресурс]: NCBI GenBank (A/N: DQ663788 – Chlamydophila sp. Rostinovo-70 16S ribosomal RNA gene, partial sequence.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H., Kashov,V.N. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – GenBank (NCBI), Bethesda, MD, USA, 2006. – Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/viewer.fcgi?db=nuccore&id= 3038, cвободный.

48) EMBL-European Bioinformatics Institute [Электронный ресурс]: EMBL Nucleotide Sequence Database (A/N: DQ663788 – Chlamydophila sp.

Rostinovo-70 16S ribosomal RNA gene, partial sequence.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H., Kashov,V.N. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – EMBL Nucleotide Sequence Database (EBI), Hinxton, UK, 2006. – Режим доступа: http://srs.ebi.ac.uk/srsbi n/cgi-bin/wgetz?-e+[EMBL:DQ663788]+-newId, cвободный.

49) DNA Data Bank of Japan [Электронный ресурс]: DDBJ (A/N: DQ663788 – Chlamydophila sp. Rostinovo-70 16S ribosomal RNA gene, partial sequence.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H., Kashov,V.N. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – DNA Data Bank of Japan (DDBJ), Mishima, Japan, 2006. – Режим доступа:

http://getentry.ddbj.nig.ac.jp, A/N search mode, cвободный.

50) National Center for Biotechnology Information [Электронный ресурс]: NCBI GenBank (A/N: DQ663789 – Chlamydophila sp. Rostinovo-70 23S ribosomal RNA gene, partial sequence.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H., Kashov,V.N. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – GenBank (NCBI), Bethesda, MD, USA, 2006. – Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/viewer.fcgi?db=nuccore&id= 80586, cвободный.

51) EMBL-European Bioinformatics Institute [Электронный ресурс]: EMBL Nucleotide Sequence Database (A/N: DQ663789 – Chlamydophila sp.

Rostinovo-70 23S ribosomal RNA gene, partial sequence.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H., Kashov,V.N. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – EMBL Nucleotide Sequence Database (EBI), Hinxton, UK, 2006. – Режим доступа: http://srs.ebi.ac.uk/srsbi n/cgi-bin/wgetz?-e+[EMBL:DQ663789]+-newId, cвободный.

52) DNA Data Bank of Japan [Электронный ресурс]: DDBJ (A/N: DQ663789 – Chlamydophila sp. Rostinovo-70 23S ribosomal RNA gene, partial sequence.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H., Kashov,V.N. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – DNA Data Bank of Japan (DDBJ), Mishima, Japan, 2006. – Режим доступа: http://getentry.ddbj.

nig.ac.jp, A/N search mode, cвободный.

53) National Center for Biotechnology Information [Электронный ресурс]: NCBI GenBank (A/N: DQ663790 – Chlamydophila sp. Rostinovo-70 plasmid pCp hypothetical protein genes, partial cds.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H., Kashov,V.N. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – GenBank (NCBI), Bethesda, MD, USA, 2006. – Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/viewer.fcgi?db=nuccore& Id=110180586, cвободный.

54) EMBL-European Bioinformatics Institute [Электронный ресурс]: EMBL Nucleotide Sequence Database (A/N: DQ663790 – Chlamydophila sp.

Rostinovo-70 plasmid pCp hypothetical protein genes, partial cds.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H., Kashov,V.N. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – EMBL Nucleotide Sequence Database (EBI), Hinxton, UK, 2006. – Режим доступа: http://srs.ebi.ac.uk/srsb in/cgi-bin/wgetz?-e+[EMBL:DQ663790]+-newId, cвободный.

55) DNA Data Bank of Japan [Электронный ресурс]: DDBJ (A/N: DQ663790 – Chlamydophila sp. Rostinovo-70 plasmid pCp hypothetical protein genes, partial cds.) / Vafin,R.R., Ravilov,R.H., Gaffarov,H.Z., Ravilov,A.Z., Ishakov,G.M., Bakirov,I.H., Kashov,V.N. and Vafin,R.R. – Электрон. дан. – DNA Data Bank of Japan (DDBJ), Mishima, Japan, 2006. – Режим доступа: http://getentry.ddbj.

nig.ac.jp, A/N search mode, cвободный.

Pages:     | 1 ||